Статья опубликована в сборнике «Модернизация образования: прошлое, настоящее, будущее». Материалы XIX Рязанских педагогических чтений, 23 марта 2012 года.
Сельцова Е.В.,
НОУ «Частная школа «Рюминский лицей»
Воспитание патриотизма учащихся в процессе историко-краеведческой деятельности.
Сегодня в обществе первостепенное значение имеет нравственное, патриотическое воспитание подрастающего поколения, так ка у некоторой его части проявляется межнациональная агрессия, деструктивно влияющая на сознание и нравственные качества личности. В школе и в семье необходимо воспитывать у каждого ребенка чувство Родины, единения народов нашего полиэтнического государства, уважения к истории Отечества, ценностям культуры.
Особую актуальность приобретает воспитание патриотизма у учащихся в процессе историко-краеведческой деятельности, содействующей освоению нравственно-патриотических ценностей (любви к Отчизне, малой родине, окружающей природе и др.) в различных видах творческой научных и исследовательской работы. Прежде всего, это: формирование у учащихся общественно-значимых патриотических ориентаций, сочетание личных и общественных интересов, неприятие чуждых обществу процессов и явлений, нарушающих его прогрессивные традиции и устои.
Воспитание патриотизма нацеливает личность на активные, конкретные нравственные проявления. Основными компонентами личностного патриотического сознания являются: гуманное отношение к человеку любовь к Родине, восприятие нравственно-этических норм общества, сложившихся за долгие годы истории его развития, как собственных убеждений, и потребность следовать им.
Цель воспитания патриотизма у учащихся в процессе историко-краеведческой деятельности нами видится в становлении граждан с активной созидательной позицией и качествами, способных проявить их на благо Отечества.
Сущностью воспитания патриотизма в историко-краеведческой деятельности является целенаправленная работа педагога по формированию исторического сознания и нравственно-патриотических взглядов у учащихся(любовь к Отечеству, родным местам, языку, уважение к истории своей Родины, культуре и традициям народа) во взаимосвязи с историко-краеведческой деятельностью, учитывающей возрастные особенности и личную целеустремленность учащихся. Содержание воспитание патриотизма как качества личности включает в себя углубленное познание истории Отечества в интегративных связях обучения и воспитания на уроках, факультативных занятиях, в историко-краеведческой, научно-исследовательской, поисковой деятельности по изучению истории и культуры своей страны и малой родины.
Предложенная учителем школы Сельцовой Е.В. программа «Воспитание патриотизма у учащихся в процессе историко-краеведческой деятельности» представлена как единая система познавательной, интеллектуальной, творческой историко-краеведческой деятельности учащихся во взаимосвязи с музейной, краеведческой и историко-исследовательской работой. Проводятся акции: «Мое Отечество», «Отчий край», «Родина в стихах русских поэтов», «Защитники Родины – мои родственники». «Памятные места малой Родины», «Родной край сегодня и завтра». Учащиеся также совершают «Заочные путешествия» по малым городам и историческим местам Рязанского края.
К дню Победы в Великой Отечественной войне учащимися школы готовится рукописная книга, посвященная участникам Великой Отечественной войны. Поисковая и исследовательская работа учащихся школы посвящена героям войны и труженикам тыла, ветеранам, живущим в районе школы. В школе проводится акция: «Великая Отечественная война в судьбе моей семьи». Исследовательская и поисковая работа раскрывает новые страницы в истории Великой Отечественной войны, в самоотверженности наших земляков, рядовых граждан страны. Этому способствовала подготовительная работа, включающая цикл бесед, а также изучение родословной семьи. Результатом такого вида деятельности явился положительный эмоциональный настрой учащихся, формирование у них интереса к историческому прошлому нашей малой Родины, воспитание уважительного отношения к старшему поколению, ветеранам; стремление школьников проявить заботу о близких им людям. Школьники начинали понимать значимость памятных дат в истории нашего государства, соотносить историю большой страны с историей своей семьи, осознавать себя как гражданина своей страны.
В процесс историко-краеведческой деятельности учителем положен личностно-деятельностный подход в различных сферах учебно-воспитательного процесса (проекты, рефераты на основе историко-краеведческого поиска, материалов и документов истории родного края, диспуты, исследовательская работа, исторические вечера и т.д.), обоснованы формы и методы работы в учебное и внеучебное время.
Особенности воспитания патриотизма в процессе историко-краеведческой деятельности состоят в том, то изучение истории Отечества осуществляется на конкретном местном материале, связанном с историей и культурой «малой родины», семьи и жителей своего края.
|