Урок русского языка
2 класс
Тема: Заглавная буква в именах собственных. Закрепление.
Тип урока: Закрепление изученного материала.
Цели урока:
Образовательные:
- формировать фонематический слух и орфографическую зоркость, каллиграфические навыки.
- развивать практические навыки написания имен собственных с заглавной буквы.
- совершенствовать устную и письменную речь, делать её более точной и богатой.
Развивающие:
- способствовать развитию логического мышления, памяти, наблюдательности.
- развивать умение анализировать и контролировать свою деятельность, деятельность своих одноклассников.
Воспитательные:
- совершенствовать коллективные формы работы, воспитывать культуру отношений, эстетический вкус, прививать этические нормы поведения, формировать умения самопроверки и взаимопроверки.
|
-поддерживать интерес к изучению родного языка.
Задачи урока:
- развивать умения слышать и правильно произносить звуки в словах, соотносить звуки и буквы в произнесённом и написанном слове.
- формировать умение писать имена собственные с заглавной буквы.
- обогащать словарный запас учащихся.
- формировать умения работать в коллективе.
|
- формировать умения соизмерять свои возможности, оценивать результаты своего труда.
Оборудование к уроку:
- проектор;
- ноутбук;
- доска для показа слайдов;
- диск с электронной презентацией;
- карточки для индивидуальных заданий;
- сигнальные карточки для самоанализа деятельности.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
(слайд )
Вы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
- Сейчас у нас урок русского языка
-Попрошу вас быть внимательными, сообразительными, культурными. На уроке мы отправимся в путешествие в одну деревню, которая называется Простоквашино. (слайд )
2. Актуализация знаний.
1. Минутка чистописания. (слайд )
-Поедем мы на поезде, а чтобы получить билет и занять свои места нам необходимо выполнить задание.
-Найдите одинаковый звук в словах: Галина, Григорий, город, гриб, гроза. газета. (звук [г])
-Какой это звук? (согласный, звонкий, парный)
-Какой буквой этот звук обозначается на письме?(буквой «ге»)
-Сегодня на уроке мы будем работать над написанием заглавной буквы Г. (слайд )
-Послушайте веселые стихи об этой букве:
Г стоит как великан, буква Г – подъёмный кран.
Не гусь не галка буква Г, а цапля на одной ноге.
Букву на плече носил, на лугу траву косил.
-На что похожа буква Г?
-Напишите красиво и правильно заглавную букву Г.
- Прочитайте предложение. (слайд )
Юрий Алексеевич Гагарин – первый космонавт.
- Что вы знаете об этом человеке? (12 апреля 1961 года космический корабль «Восток» совершил первый в истории полет с человеком на борту. Он облетел земной шар за 1 час 48 минут и благополучно вернулся на Землю.)
-Почему некоторые слова записаны с большой буквы?
- Запишите это предложение в тетрадь. Подчеркните заглавную букву в словах.
- Молодцы! Вы получаете билетики в виде березовых и кленовых листочков.
2. Словарно-орфографическая работа.
- Посмотрите на рассыпанные буквы.
- Какое слово можно составить из них? (мороз)
- Какое это слово? (словарное)
- Давайте запишем его с новой строчки с маленькой буквы.
- Сколько слогов в этом слове? (два)
- Сколько букв? (пять)
- Сколько звуков? (пять)
- Сколько гласных? (две)
- Сколько согласных? (три)
- Послушайте пословицы о морозе.
Береги нос в сильный мороз.
Мороз не велик, а стоять не велит.
- Запишите первую пословицу, но при этом вы должны вставить некоторые буквы.
Береги нос в сил_ный моро_. (слайд…)
- Какую букву вы вставили в слове сильный? (ь)
- Какую роль он выполняет в этом слове? (обозначает мягкость предшествующей согласной)
- Какую букву вы написали на конце слова мороз? (з)
- Докажите (морозы, морозит).
- На какой вопрос отвечает слово мороз? (Что?)
- Что обозначают слова, отвечающие на вопросы Кто? или Что? (предметы, имена существительные)
3. Постановка учебной задачи.
Проблемный вопрос. (слайд 4)
-Читая книгу, я увидела, что слово лев написано с маленькой буквы, а потом встретила слово Лев, написанное с большой буквы. Могло ли так быть?
(да, в первом случае лев –животное, а во втором – имя) - Кто назовет тему нашего урока, знания по которой нам потребуются в путешествии? (слайд 5)
«Заглавная буква в именах собственных».
- Ребята, а какие цели мы поставим перед собой сегодня на уроке?
(вспомним правило написания заглавных букв в словах, будем тренироваться в написании слов с заглавной буквой)
- Сегодня мы будем закреплять умение писать заглавную букву в именах собственных.
4. Упражнения в нахождении и написании имен собственных.
(слайд )
-
-На экране вы видите словосочетания, которые нужно списать, раскрыв скобки и внимательно подумать, какие буквы вы будете писать.
море Черное
платье черное
гриб рыжик
пес Рыжик
кот Снежок
первый снежок
- Обменяйтесь тетрадями и проведем взаимопроверку. Сравните с эталоном на доске.
-Почему одни слова написали с большой буквы, а другие с маленькой?
-Вспомним правило. В каких словах пишется заглавная буква. (Слайд )
5. Физ. минутка. Релаксационная пауза.
– А сейчас мы немного отдохнем. Слушаем музыку и следим за движением объектов, при мигании моргаем глазками. (слайд )
-
Работа над предложением. (слайд )
– Мы проезжаем село Составляйкино. Что вы видите на экране?(слова)
– Что можно составить из слов?(предложения)
– Составьте два предложения.
–Какие правила написания предложения вы знаете?
(начало предложения пишется с заглавной буквы, в конце ставится точка.)
на сосне сидит пушистая белка
собака белка сторожит дом
–Что вы можете сказать о словах в предложениях, которые произносятся одинаково? (в 1 предложении слово «белка» нарицательное, а во 2 предложении это слово собственное.)
– Запишите эти предложения и подчеркните главные члены предложения.
–Давайте проверим, что подчеркнули?
Работа над текстом.
(слайд )
7. Дифференцированная работа.
Итак, мы подъезжаем к деревне Простоквашино и нас встречают друзья. Кто их может назвать? (слайд…)
- А что вы можете сказать о мальчике дяде Федоре? Какой он?( Он добрый, заботливый, вежливый, очень любит животных, умеет с ними дружить.)
-И вы должны помнить, что нужно любить и заботиться о наших меньших братьях, нельзя обижать их.
- Они предлагают вам выполнить задания на карточках.
-У кого березовый билет, вы будете работать на голубой карточке, а у кого кленовый – на розовой.
-Что записано на карточках? (текст)
-Докажите, что это текст.
-Как его можно озаглавить?
-Итак, вы работаете на карточках. У кого голубые карточки, зачеркиваете в скобках лишнюю букву, у кого розовые – исправляете в тексте ошибки.
- Сравните с эталоном на доске.(слайд )
8. Рефлексия. (слайд )
-Наше путешествие подошло к концу. Вы очень хорошо потрудились. Давайте вспомним, чему мы учились на уроке? Что особенно вам запомнилось?
Почему же мы с тобой
Пишем с буквы прописной:
Котик Васька и Пушок;
Пёсик Шарик и Дружок;
Дети – Поля и Антон;
Дядя Коля, дед Семён;
Города - Рязань, Ковров;
Александров и Ростов;
Реки – Волга и Ока?
Скажешь всем наверняка!
9.Итог урока.
- Все вы были внимательными, активными, проявили смекалку и заслужили благодарности за урок, спасибо за работу. Выставление оценок. Предлагаю оценить то, как вы справлялись с заданием (слайд )
- Если было всё понятно, со всеми заданиями справлялись уверенно, закрасьте листочки зеленым цветом, если некоторые задания вызвали затруднения – желтым цветом, если на уроке вам было скучно и задания были трудными для вас – не раскрашивайте листочки.
- . Домашнее задание: (слайд )
Страница 16 упражнение 248.
Придумать сказку о заглавной букве.
|