Статистика |
---|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
Каталог файлов
Конспект урока по окружающему миру.4 класс
| 25.03.2015, 21:38 |
Тема урока: «Мастера печатных дел».
Учитель:
|
Сельцова Елена Викторовна
|
Предмет:
|
Окружающий мир
|
Класс:
|
4
|
Автор УМК:
|
А.А.Плешаков
|
Тема урока:
|
Мастера печатных дел.
|
Цель урока:
|
Сформировать представление учащихся о появлении первой печатной книги на Руси, о становлении книгопечатания.
|
Задачи урока:
|
|
Образовательные:
|
-Познакомить учащихся с историей возникновения и развития печатного дела на Руси, с первым печатником Иваном Фёдоровым, с первыми книгами.
-Обобщить знания по истории книгопечатания, полученные на уроках окружающего мира.
|
Развивающие:
|
-Развивать устную речь, пополнять и обогащать словарный запас.
-Развивать мыслительную деятельность, память, внимание.
|
Воспитательные:
|
- Воспитывать интерес к истории, прививать любовь к чтению.
- Формировать у учащихся бережное отношение к книге.
|
Планируемые результаты
|
|
Личностные результаты:
|
- Проявлять основы российской гражданской идентичности – чувство гордости за российский народ и историю России.
- Определять личностный смысл учения.
-Проявлять самостоятельность в информационной деятельности.
|
Предметные результаты:
|
- иметь представление о начале книгопечатания в России, деятельности Ивана Федорова;
- понимать роль для развития просвещения и культуры России;
- иметь представление о первых русских учебниках.
|
Метапредметные результаты:
|
- определять учебную задачу урока, стремиться ее выполнять и оценивать степень ее достижения;
- анализировать иллюстрации;
- находить в тексте ответы на вопросы.
|
Тип урока:
|
Изучение нового материала.
|
Формы деятельности:
|
Фронтальная
Индивидуальная
Групповая
|
Ресурсы урока:
|
Учебник ч.2, рабочая тетрадь, ч.2 А.А.Плешаков, компьютер, интерактивная доска, презентация к уроку, Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка, электронное приложение к учебнику, раздаточный материал.
|
Ход урока:
Этапы урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
Формируемые УУД
|
Орг.
момент
|
Здравствуйте! Ребята, меня зовут Елена Викторовна, я сегодня буду вести у вас урок окружающего мира. Мне хотелось, чтобы на уроке нам сопутствовали:
-Улыбка;
-Сотрудничество;
-Понимание;
-Единодушие;
-Хорошее настроение.
Одним словом успех. Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем успеха.
|
Приветствуют учителя. Слушают установку на урок.
|
Личностные:
-внутренняя позиция школьника на уроке положительного отношения к школе, организация на содержательные моменты школьной действительности;
-широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.
|
Актуали-зация
знаний
|
-Сегодня мы совершим путешествие на «Машине времени» по страницам истории. Чтобы путешествие было интересным и полезным, вы должны правильно выполнять все задания, опираться на знания, полученные на уроках окружающего мира. Путешествовать всегда интересно с кем-то. Поэтому наше путешествие будет проходить в двух группах.
Но в начале путешествия я хочу посмотреть как каждая группа готова к нему. Вам необходимо разгадать кроссворд. Каждая группа получает вопросы кроссворда и задает их по очереди другой группе, а другая группа отвечает на них.
|
Разгадывают кроссворд со слайда презентации.
|
Регулятивные:
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;
Коммуникативные:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
|
Поста-новка цели урока
|
- Какое слово получилось в выделенных клетках?
-Кто такой первопечатник?
- О чем же пойдет речь сегодня на уроке?
- Тема урока: Мастера печатных дел.
-Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?
|
- Первопечатник.
-Тот, кто первым начал печатать книги.
Формулируют тему урока.
Ставят перед собой цель урока.
|
Личностные:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
-широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.
Познавательные:
-осознавать познавательную задачу;
Коммуникативные:
-участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
Регулятивные:
-принимать и сохранять учебную задачу;
-планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия;
Личностные:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
-широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.
|
Откры-тие нового знания
|
-Теперь мы можем тронуться в путь! Вручаю вам билеты на проезд!
- Первая наша остановка в 9 веке.
-Ребята, кому поставлен этот памятник?
- Кто такие Кирилл и Мефодий?
- Чему способствовало создание славянской азбуки?
- Наша «Машина времени» продолжает свой путь! Мы попадаем в 12 век.
-Как создавались первые книги.
-Кто и где вел первые записи событий по годам?
-Назовите известную летопись Древней Руси.
Кто ее написал?
-Сколько времени требовалось на их написание?
-Почему возникла необходимость в другом способе создания книг?
Не один год уходил на переписку книг. Можно представить, как мало было книг и как дорого они стоили. Были люди, которые думали о том, как сделать книги более доступными, как ускорить процесс создания новой книги.
-Мы отправляемся в 1445 год.
-Почему я выбрала именно этот год?
Книгопечатанье быстро распространилось в Европе. За первые 50 лет в 260 городах Европы открылись полторы тысячи типографий (мастерских, где печатали и переплетали книги), выпустили они примерно 10 миллионов книг. Среди первых печатных книг было много учебников.
-А теперь перенесёмся в Россию 16 века.
В России в то время жил человек по имени Иван Федоров. Долгое время Иван Федоров жил в Москве, где стал служителем церкви и книжником. Трудно было отыскать книгу, которую он бы не знал. Был Иван хорошим писцом, мог любую букву нарисовать. Умел и искусно резать по дереву. Заходил Иван Федоров и к немцам. У них он увидел первую печатную книгу, узнал о печатных станках и буквах – литерах. И загорелся Федоров желанием самому научиться книгопечатанию. По ночам при лучине принялся он делать свои первые буквы. И добился успехов!
В 1553 году царь Иван Грозный приказал строить в Москве особый дом для типографии, где и начал трудится Иван Федоров, который по праву можно назвать первопечатником. Был у него помощник Петр Мстиславцев.
|
-Памятник Кириллу и Мефодию.
-Создатели славянской азбуки. В честь Кирилла эта азбука получила название кириллица.
-Распространению письменности на Руси.
-Первые книги люди писали от руки и назывались они рукописными. Для письма использовали пергамент из телячьей кожи, и стоил он дорого. Орудием письма были птичьи перья. Чернила делали из сажи. Переплет делали из досок и обтягивали кожей или тканью. Книги украшали драгоценными камнями и золотом.
-Летописцы в монастырях.
-Повесть временных лет.
-Монах Нестор.
Ответы детей.
Рукописные книги были дороги, их очень долго писали.
В 1445 году немец Иоганн Гуттенберг придумал металлические литеры (буквы). Из них мастер набирал строки, покрывал их краской и с помощью пресса получал оттиск букв на бумаге.
Слушают учителя.
|
|
Физкультминутка
|
«Поймай мяч» дети стоят напротив друг друга и перебрасывают мяч, называя слова, связанные с книгами.
Слова для игры: литера, книга, печать, станок, типография, крещение, монах, перо, чернила, киноварь, летопись, Кирилл, рисунок и т. д.
|
Выполняют движения физкультминутки.
|
Личностные:
-установка на ЗОЖ.
|
Работа по новой теме
|
-Ребята, а вам интересно узнать, как называлась первая печатная книга? Сколько времени ее печатали? Какие еще книги были напечатаны в это время? Об этом вы мне сами расскажите.
1 группа ищет ответы на вопросы: Как называлась первая печатная книга? Сколько времени ее печатали?
-Откройте учебник на с. 82-83 и найдите ответы на вопросы.
2 группа ищет ответ на вопрос: Какие еще книги были напечатаны в это время? Откройте учебники на с.84-85 и найдите ответ на вопрос.
Выступления групп. Учитель дополняет рассказы детей.
-Кто такие апостолы? Найдите в словаре Ожегова толкование этого слова.
- А сейчас мы посмотрим отрывок из художественного фильма 1941 года, как Иван Федоров печатал первую книгу.
-В фильме Иван Федоров говорит: «Каждый в жизни своей должен малый подвиг совершить, долг отдать родной земле».
-Как вы понимаете это выражение?
- А можно сказать, что Иван Федоров совершил подвиг?
Печатные книги ещё по пальцам можно было пересчитать, а в них уже видели зло. Типография была разгромлена, а Иван Федоров и Петр Мстиславец бежали из Москвы. Везде, где останавливался Иван Федоров, он основывал типографию и печатал, печатал книги. Умер Иван Федоров в г. Львове 15 декабря 1583 года. В Москве, неподалёку от места расположения первой типографии, на высоком постаменте возвышается бронзовая статуя человека, одетого в длинный старинный кафтан. Перехваченные ремешком волосы ниспадают на плечи. Лицо его серьёзно и сосредоточено: он читает лист только что отпечатанной книги. На камне высечено имя – Иван Федоров.
-Рассмотрите этот памятник.
-Теперь перенесемся в 2015 год. Как вы думаете, почему мы перенеслись именно в этот год?
-2015 год – объявлен годом литературы. В этот год мы вспомним, какой подвиг совершил Иван Федоров, какой вклад он внес в развитие книгопечатания и развития государства.
|
Ответы детей.
Ответы учеников.
Работают в группах.
Ищут определение в словаре.
Просмотр фильма.
Ответы детей.
Просмотр слайдов презентации.
Ответы детей.
|
Познавательные:
-осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, выявлять известное неизвестное;
Личностные:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
-широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
Коммуникативные:
-участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
|
Закреп-ление изученного.
Рефлек-сия.
|
-Подберите подписи к иллюстрациям.
-Отметьте, какая из этих книг была первопечатной.
|
Работают с интерактивной доской.
|
Познавательные:
- умение структурировать знания;
- оценка процессов и результатов
деятельности;
Регулятивные:
- волевая саморегуляция;
- осознание того, что уже усвоено и что
ещё подлежит усвоению.
Коммуникативные:
- умение выражать свои мысли;
- оценивание качества своей и общей
учебной деятельности.
|
|
-Вот и закончилось наше путешествие. Давайте посмотрим, какие открытия вы для себя сделали сегодня.
-Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?
-Удалось ли достигнуть поставленной цели?
- Закончите, пожалуйста, высказывание.
-Сегодня на уроке я узнал…
|
Ответы детей.
|
Итог урока.
|
Из путешествия всегда приятно что-нибудь привезти на память. Я вам дарю в память о нашем путешествии буклеты, которые помогут вам вспомнить историю книгопечатания.
-В начале путешествия вы получили билеты.
-Если вам было интересно на уроке - закрасьте билеты в зеленый цвет.
-Если вам было неинтересно - закрасьте билеты в желтый цвет.
Спасибо за урок, мне было очень приятно и интересно с вами путешествовать сегодня.
|
Домаш-нее задание
|
-Р.т.с.28-29 №1.2,3.
|
Записывают домашнее задание в дневник.
|
|
|
Категория: Мои файлы | Добавил: Helen
|
Просмотров: 1800 | Загрузок: 0
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|