Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 27.09.2024, 20:20

Персональный сайт Сельцовой Елены Викторовны

Меню сайта
Мини-чат
Категории раздела
Мои файлы [5]
Наш опрос
Какой школьный предмет вам больше нравится?
Всего ответов: 5
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Конспект урока по окружающему миру.4 класс
25.03.2015, 21:38

Тема урока: «Мастера печатных дел».

 

Учитель:

Сельцова Елена Викторовна

Предмет:

Окружающий мир

Класс:

4

Автор УМК:

А.А.Плешаков

Тема урока:

Мастера печатных дел.

Цель урока:

Сформировать представление учащихся о появлении первой печатной книги на Руси, о становлении книгопечатания.

Задачи урока:

 

Образовательные:

-Познакомить учащихся с  историей возникновения и развития печатного дела на Руси, с первым печатником Иваном Фёдоровым, с первыми книгами.

-Обобщить знания по истории книгопечатания, полученные на уроках окружающего мира.

 

Развивающие:

-Развивать устную речь, пополнять и обогащать словарный запас.

-Развивать мыслительную деятельность, память, внимание.

 

Воспитательные:

- Воспитывать интерес к истории, прививать любовь к чтению.

- Формировать у учащихся бережное отношение к книге.

 

Планируемые результаты

 

Личностные результаты:

 

- Проявлять основы российской  гражданской идентичности – чувство гордости за российский народ и  историю России.

- Определять личностный смысл учения.

-Проявлять самостоятельность в информационной деятельности.

 

Предметные результаты:

 

- иметь представление о начале книгопечатания в России, деятельности Ивана Федорова;

- понимать роль для развития просвещения и культуры России;

- иметь представление о первых русских учебниках.

 

Метапредметные результаты:

 

- определять учебную задачу урока, стремиться ее выполнять и оценивать степень ее достижения;

- анализировать иллюстрации;

- находить в тексте ответы на вопросы.

 

Тип урока:

Изучение нового материала.

 

Формы деятельности:

Фронтальная

Индивидуальная

Групповая

Ресурсы урока:

Учебник ч.2, рабочая тетрадь, ч.2 А.А.Плешаков, компьютер, интерактивная доска, презентация к уроку, Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка, электронное приложение к учебнику, раздаточный материал.

 

 

 

 

 

 

Ход урока:

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Орг.

момент

 

 

 

 

Здравствуйте! Ребята, меня зовут Елена Викторовна, я сегодня буду вести у вас урок окружающего мира. Мне хотелось, чтобы на уроке нам сопутствовали:

-Улыбка;

-Сотрудничество;

-Понимание;

-Единодушие;

-Хорошее настроение.

Одним словом успех. Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем успеха.

Приветствуют учителя. Слушают установку на урок.

Личностные:

-внутренняя позиция школьника на уроке положительного отношения к школе, организация на содержательные моменты школьной действительности;

-широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

 

Актуали-зация

знаний

 

 

 

 

-Сегодня мы совершим путешествие на «Машине времени» по страницам истории. Чтобы путешествие было интересным и полезным, вы должны правильно выполнять все задания, опираться на знания, полученные на уроках окружающего мира. Путешествовать всегда интересно с кем-то. Поэтому наше путешествие будет проходить в двух группах.

Но в начале путешествия я хочу посмотреть как каждая группа готова к нему. Вам необходимо разгадать кроссворд. Каждая группа получает вопросы кроссворда и задает их по очереди другой группе, а другая группа отвечает на них.

Разгадывают кроссворд со слайда презентации.

Регулятивные:

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

 -оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;

Коммуникативные:

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

 

 Поста-новка цели урока

 

 

 

 

 

- Какое слово получилось в выделенных клетках?

-Кто такой первопечатник?

 

 

- О чем же пойдет речь сегодня на уроке?

- Тема урока: Мастера печатных дел.

-Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

- Первопечатник.

 

-Тот, кто первым начал печатать книги.

Формулируют тему урока.

 

 

Ставят перед собой цель урока.

 

 

 

Личностные:

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

-широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

Познавательные:

-осознавать познавательную задачу;

Коммуникативные:

-участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

Регулятивные:

-принимать и сохранять учебную задачу;

-планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия;

Личностные:

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

-широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

 

 

 

Откры-тие нового знания

 

 

 

-Теперь мы можем тронуться в путь! Вручаю вам билеты на проезд!

 - Первая наша остановка в 9 веке.

-Ребята, кому поставлен этот памятник?

- Кто такие Кирилл и Мефодий?

 

 

 

- Чему способствовало создание славянской азбуки?

- Наша «Машина времени» продолжает свой путь! Мы попадаем в 12 век.

-Как создавались первые книги.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Кто и где вел первые записи событий по годам?

 

-Назовите известную летопись Древней Руси.

 

Кто ее написал?

 

-Сколько времени требовалось на их написание?

-Почему возникла необходимость в другом способе создания книг?

 

Не один год уходил на переписку книг. Можно представить, как мало было книг и как дорого они стоили. Были люди, которые думали о том, как сделать книги более доступными, как ускорить процесс создания новой книги.

 

 

-Мы отправляемся  в 1445 год.

 

-Почему я выбрала именно этот год?

Книгопечатанье быстро распро­странилось в Европе. За первые 50 лет в 260 городах Европы открылись полторы тысячи типографий (мастерских, где печатали и переплетали книги), выпустили они примерно 10 миллионов книг. Среди первых печатных книг было много учебников.

-А теперь перенесёмся в Россию 16 века.

В России в то время жил человек по имени Иван Федоров. Долгое время Иван Федоров жил в Москве, где стал служителем церкви и книжником. Трудно было отыскать книгу, которую он бы не знал. Был Иван хорошим писцом, мог любую букву нарисовать. Умел и искусно резать по дереву. Заходил Иван Федоров и к немцам. У них он увидел первую печатную книгу, узнал о печатных станках и буквах – литерах. И загорелся Федоров желанием самому научиться книгопечатанию. По ночам при лучине принялся он делать свои первые буквы. И добился успехов!

  В 1553 году царь Иван Грозный приказал строить в Москве особый дом для типографии, где и начал трудится Иван Федоров, который по праву можно назвать первопечатником. Был у него помощник Петр Мстиславцев.

 

 

 

 

 

-Памятник Кириллу и Мефодию.

-Создатели славянской азбуки. В честь Кирилла эта азбука получила название кириллица.

-Распространению письменности на Руси.

 

 

 

-Первые книги люди писали от руки и назывались они рукописными. Для письма использовали пергамент из телячьей кожи, и стоил он дорого. Орудием письма были птичьи перья. Чернила делали из сажи. Переплет делали из досок и обтягивали кожей или тканью. Книги украшали драгоценными камнями и золотом.

-Летописцы в монастырях.

 

-Повесть временных лет.

 

-Монах Нестор.

 

Ответы детей.

 

 

Рукописные книги были дороги, их очень долго писали.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В 1445 году немец Иоганн Гуттенберг придумал металлические литеры (бук­вы). Из них мастер набирал строки, покрывал их краской и с помощью пресса получал оттиск букв на бумаге.

 

 

 

 

 

Слушают учителя.

 

Физкультминутка

 «Поймай мяч» дети стоят напротив друг  друга и перебрасывают мяч, называя слова, связанные с книгами.

   Слова для игры: литера, книга, печать, станок, типография, крещение, монах, перо, чернила, киноварь, летопись, Кирилл, рисунок и т. д.

 

Выполняют движения физкультминутки.

Личностные:

-установка на ЗОЖ.

Работа по новой теме

   -Ребята, а вам интересно узнать, как называлась первая печатная книга? Сколько времени ее печатали? Какие еще книги были напечатаны в это время? Об этом вы мне сами расскажите.

1 группа ищет ответы на вопросы: Как называлась первая печатная книга? Сколько времени ее печатали?

-Откройте учебник на с. 82-83 и найдите ответы на вопросы.

2 группа ищет ответ на вопрос: Какие еще книги были напечатаны в это время?  Откройте учебники на с.84-85 и найдите ответ на вопрос.

Выступления групп. Учитель дополняет рассказы детей.

-Кто такие апостолы? Найдите в словаре Ожегова толкование этого слова.

- А сейчас мы посмотрим отрывок из художественного фильма 1941 года, как Иван Федоров печатал первую книгу.

-В фильме Иван Федоров говорит: «Каждый в жизни своей должен малый подвиг совершить, долг отдать родной земле».

-Как вы понимаете это выражение?

- А можно сказать, что Иван Федоров совершил подвиг?

Печатные книги ещё по пальцам можно было пересчитать, а в них уже видели зло. Типография была разгромлена, а Иван Федоров и Петр Мстиславец бежали из Москвы. Везде, где останавливался Иван Федоров, он основывал типографию и печатал, печатал книги. Умер Иван Федоров в г. Львове 15 декабря 1583 года. В  Москве, неподалёку от места расположения первой типографии, на высоком постаменте возвышается бронзовая статуя человека, одетого в длинный старинный кафтан. Перехваченные ремешком волосы ниспадают на плечи. Лицо его серьёзно и сосредоточено: он читает лист только что отпечатанной книги. На камне высечено имя – Иван Федоров.

-Рассмотрите этот памятник.

-Теперь перенесемся в 2015 год. Как вы думаете, почему мы перенеслись именно в этот год?

-2015 год – объявлен годом литературы. В этот год мы вспомним, какой подвиг совершил Иван Федоров, какой вклад он внес в развитие книгопечатания и развития государства.

 

Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы учеников.

Работают в группах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ищут определение в словаре.

 

 

Просмотр фильма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр слайдов презентации.

 

Ответы детей.

Познавательные:

-осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, выявлять известное  неизвестное;

Личностные:

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

-широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

Коммуникативные:

-участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

 

Закреп-ление изученного.

Рефлек-сия.

-Подберите подписи к иллюстрациям.

-Отметьте, какая из этих книг была первопечатной.

Работают с интерактивной доской.

 

 Познавательные:

- умение структурировать знания;

- оценка процессов и результатов  

   деятельности;

Регулятивные:

- волевая саморегуляция;

- осознание того, что уже усвоено и что

 ещё подлежит усвоению.

 Коммуникативные:

- умение выражать свои мысли;

- оценивание качества своей и общей   

   учебной деятельности.

 

 

-Вот и закончилось наше путешествие. Давайте посмотрим, какие открытия вы для себя сделали сегодня.

-Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?

-Удалось ли достигнуть поставленной цели?

- Закончите, пожалуйста, высказывание.

-Сегодня на уроке я узнал…

 

 

 

 

Ответы детей.

Итог урока.

Из путешествия всегда приятно что-нибудь привезти на память. Я вам дарю  в память о нашем  путешествии буклеты, которые помогут вам вспомнить историю книгопечатания.

-В начале путешествия вы получили билеты.

-Если вам было интересно на уроке - закрасьте билеты в зеленый цвет.

-Если вам было неинтересно - закрасьте билеты в желтый цвет.

Спасибо за урок, мне было очень приятно и интересно с вами путешествовать сегодня.

Домаш-нее задание

 

-Р.т.с.28-29 №1.2,3.

Записывают домашнее задание в дневник.

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: Helen
Просмотров: 1800 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Время
Поиск
Информер
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz