Творческий проект «Русские народные сказки»
«Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа».
Л.Н.Толстой
Цели проекта:
- Приобщить к русским традициям, к непрерывному общекультурному совершенствованию.
- Систематизировать, углубить знания по теме: "Русские народные сказки".
- Содействовать формированию гуманных, правильных качеств личности.
- Создать условия для развития творческих способностей ребят.
Задачи проекта:
Обучающие:
- Научить школьников различать виды русских народных сказок.
- Познакомить учащихся с основными сказочными героями русских народных сказок.
Развивающие:
- Развивать у учащихся познавательный интерес.
- Развивать творческие способности учащихся.
- Совершенствовать словарный запас учащихся.
Воспитательные:
- Воспитывать добро, справедливость, любовь к родной культуре через русские народные сказки.
- Совершенствовать навыки работы в коллективе, добрые отношения в группах, сотрудничество.
Основополагающие вопросы:
-Для чего нужны сказки?
-Чему учат сказки?
Проблемные вопросы:
- Что такое сказка?
- Какие виды сказок существуют?
- Композиция сказки.
- Могут ли герои сказок помочь в трудной ситуации?
- Смогу ли я написать свою сказку?
Планируемые результаты:
- Организация выставки иллюстраций и поделок по теме «Моя любимая сказка».
- «Герои русских народных сказок в рисунках».
- Проба пера «Сочини свою сказку».
- Презентация на тему «Русские народные сказки».
- Проведение викторины «Что за прелесть эти сказки».
Время выполнения проекта: октябрь – ноябрь 2014 года.
Возраст учащихся: учащиеся 2 класса.
Предметные области: литературное чтение, русский язык, изобразительное искусство, технология.
Алгоритм работы над проектом.
Этапы реализации проекта
|
Содержание работы
|
Деятельность учащихся
|
Деятельность учителя
|
Организационно-подготовительный
|
Определение темы и целей проекта
|
1) Обсуждение русских народных сказок с учителем. Деление на группы.
2) Постановка целей и задач.
4) Обсуждение основополагающих вопросов проекта.
|
1)Мотивация учащихся.
2) Помощь в постановке целей и задач.
|
Планирование
|
- Выбор русской народной сказки.
- Определение методов работы.
- Распределение задач между членами группы.
|
1) Разрабатывают план действий над проектом.
|
Предлагаю на выбор несколько сказок, аргументирую свой выбор.
|
Исследовательский
|
Сбор информации.
-Чтение русских народных сказок.
- Словарная работа с устаревшими словами.
- Изучение видов сказок: волшебные, социально-бытовые, сказки о животных.
- Иллюстрации к сказкам.
- Написание собственной сказки.
|
1) Чтение сказок.
2) Изучение видов сказок.
3) Иллюстрации к сказкам.
4) Сочинение собственной сказки.
6) Выступление на викторине.
|
Наблюдаю, советую, косвенно руковожу и контролирую деятельность учащихся.
Готовлюсь к викторине, создаю презентацию.
|
Получение результатов
|
Анализ выполненной работы. Решение промежуточных задач.
|
Проводят анализ своей работы.
|
Наблюдаю, советую.
Подготовка к презентации проекта и участию в викторине.
|
Итоговый. Защита проекта.
|
Письменный отчёт:
- Презентация иллюстраций сказкам.
- Проба пера «Сочини свою сказку».
-Результаты викторины «Что за прелесть эти сказки».
|
Отчитываются о проделанной работе. Обсуждение работ.
|
Слушаю, задаю вопросы.
|
Оценка результатов.
|
|
Самооценка своей работы путём коллективного обсуждении.
|
Оцениваю работу учащихся, успешность их деятельности и ценность полученных результатов.
|
Викторина «Что за прелесть эти сказки».
1. Отгадайте загадки про животных и скажите, какие животные были в этих сказках, а какие нет.
1. В красных тапочках хожу
За собой подруг вожу.
Надоест гулять в саду –
Я поплаваю в пруду.
Ух, и здорово щиплюсь!
угадали, кто я? (Гусь)
2. Он совсем не кровожадный,
Потому что травоядный,
Только смотрит строго.
На носу два рога,
На ногах копыта –
От врагов защита.
Лишь слона не свалит с ног
Африканский … (Носорог)
3. Идёт, иглы на себе несёт,
Чуть кто подойдёт,
Свернётся в клубок –
Ни головы, ни ног. (Ёж)
4. Этому будильнику
Ни к чему завод –
Знай себе по зёрнышку
Целый день клюёт. (Петух)
5. Кто зимой холодной
Ходит по лесу злой, голодный? (Волк)
|
6. Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу. (Белка)
7. Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живёт,
В деревне кур крадёт. (Лиса)
8. Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается. (Кот)
9. Водяные мастера
Строят дом без топора,
Дом из хвороста и тины.
И… построили плотину. (Крот)
10. Длинное ухо,
Комочек пуха,
Прыгает ловко,
Любит морковку. (Заяц)
11. Гладишь – ласкается,
Дразнишь – кусается. (Собака)
|
2.Послушайте внимательно отрывок и отгадайте, из какой он сказки.
1. … Кот услыхал…Кот прибежал…Спина дугой, хвост трубой, глаза горят, когти выпущены. Ну, лису царапать! Бились лисица, билась, а петушка отпустила. («Кот и петух»)
2. … Медведь положил волка в кусты, завалил его сухими листьями, а сам влез на сосну и поглядывает, не идет ли кто… («Кот и лиса»)
3. … Свернулся он клубочком и покатился между ёлками, между берёзками. Катился, катился и прикатился к избушке…на курьих ножках… («Гуси-лебеди»)
4. … Оглянулся волк кругом, хотел лису на помощь звать, а её уж и след простыл – убежала. Целую ночь провозился волк у проруби – не мог хвост вытащить… («Лиса и волк»)
3. В названиях следующих сказок есть ошибки. Найди их.
· «Петушок Ряба» – «Курочка Ряба».
· «Даша и медведь» – «Маша и медведь».
· «Волк и семеро ягнят» – «Волк и семеро козлят».
· «Петушок и гороховое зёрнышко» – «Петушок и бобовое зёрнышко».
· «Утки-лебеди» – «Гуси-лебеди».
· «Лисичка с кастрюлькой» – «Лисичка со скалочкой.
· «По рыбьему велению» – «По щучьему велению».
· «У страха глаза огромны» – «У страха глаза велики».
· «Заюшкин домик» – «Заюшкина избушка».
4.Внимательно послушай отрывок из сказки и продолжи её.
1. …Бежит лиса, а навстречу ей волк.
– Так-то, – кричит, – ты меня научила в проруби рыбу ловить? Избили меня, исколотили, хвост мне оторвали!
– А что ответила лиса? («Эх, волчок, волчок. У тебя только хвост оторвали, а мне всю голову разбили. Видишь, мозги выступили. Насилу плетусь!»)
2. …Бежит Машенька, несет братца, ног под собой не чует, Оглянулась назад – увидела гусей – лебедей. Что делать?
Побежала она к молочной реке – кисельным берегам.
– А что дальше? («Речка, спрячь нас!» – просит Машенька. Речка посадила её с братцем под крутой бережок, от гусей спрятала.)
3. …Подошли к избушке – петух и запел:
– Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи. Ступай, лиса, вон!
– А лиса что говорит? (А лиса испугалась и говорит: «Одеваюсь…»)
4. …А лиса опять тут как тут. Сидит под окошком песенку поет. А Петя – петушок не выглядывает. Лиса и говорит:
– А что говорит? (– Ах, Петя-петушок, что сказать тебе хочу. Бежала я по дороге и видела: мужики ехали, пшено везли, один мешок худой был, все пшено рассыпалось, а подобрать некому.)
5. … Кот увидел быка – шерсть на нем взъерошилась, начал он рвать мясо зубами и когтями, а сам урчит: «Мяу, мяу».
А медведю со страху слышится: «Мало, мало!».
– А дальше? («Не велик зверь, а прожорливый»,-думает медведь. «Нам четверым не съесть, а ему одному мало!»)
5. Собери пословицы.
Друзья познаются
За добро
Под лежачий камень
Без труда не вытащишь
Доброе братство
|
рыбку из пруда.
дороже богатства.
в беде.
вода не течёт.
добром платят.
|
6. Восстановите последовательность событий в сказках.
«Лиса и заяц».
· Зайчик встретился с медведем.
· Петушок выгнал лису.
· У зайчика была избушка лубяная, а у лисы ледяная.
· Зайчик встретился с собакой.
· Лиса выгнала зайца.
· Зайчик живёт с петушком.
· Зайчик встретил петушка.
|
«Гуси-лебеди».
· Машенька встретилась с речкой.
· Девочка в избушке бабы-яги.
· Сестрица приводит братца домой.
· Девочка встретилась с печкой.
· Гуси-лебеди унесли Иванушку.
· Мышка помогает Машеньке.
· Девочка встретилась с яблоней.
· Машенька бросилась догонять гусей.
|
7. Отгадай сказку по иллюстрации.
|